Содержание
01 Как я был шокирован результатами плагиата две недели до защиты
02 Рекомендации руководителя и мой план прокачки работы
- Советы от бывалого специалиста, которые работают
- Что я сделал, чтобы улучшить процент плагиата ВКР
03 Полный разбор моих глупых ошибок при написании дипломного проекта
- Выбрал скучную и неинтересную тему
- Я использовал абсолютно неподходящие синонимы
- Совсем забыл соблюдать научный стиль
- Мне было не понятно, как делать рерайт и перефразирование
- Я сильно накосячил со структурой
- Я использовал запрещённые методики повышения оригинальности
04 Итог
01 Как я был шокирован результатами плагиата две недели до защиты
Со мной тут недавно приключилась грустная история. Но сначала познакомимся. Привет, я – Алексей, в прошлом году я окончил ВУЗ. Я обучался на филфаке и моя специальность была скучной до одури, зато простой и лёгкой. Особо не пришлось напрягаться, чтобы выбрать тему для исследования. Когда я размышлял о ней, то для меня было главное лишних телодвижений не делать, особо головой не напрягаться и уж тем более не идти «туда не знаю куда», чтобы проводить опросы, что-то строить или разрабатывать. Мои вот группаши заморочились, создавали мощные проекты. А я понял эту жизнь без суеты и сделал ставку на обычный скучный диплом. Но если тема действительно оказалась тривиальной, то вот сам процесс сдачи исследования нисколько не оказался скучным. Я «повеселился» от души. До сих пор глаз дёргается, когда вспоминаю об этом чудном опыте. Что случилось? Буквально за две недели до самой защиты мне пришёл результат плагиата – 15 процентов уникальности на весь материал! Всего 15, представляете?! Нет, ну я знал, что писал не всё прям честно, где-то немножко сжульничал, но я рассчитывал на милость в хотя бы минимум 60%. А тут такое:
По спине пробежал неприятный холодок. Это значит, что мне срочно придётся всё переделывать. И именно переделывать, а не доделывать! А сессионная неделя – это вам не булочка с корицей. Всё в мыле, попа в мыле, носишься от препода к преподу, чтобы долги по учёбе закрыть, собрать сопроводительные документы для допуска к защите ВКР. И вы бы знали, как много предстоит соблюсти бюрократических тонкостей. Нужно ещё раздобыть отзыв, рецензию, соглашения и прочую бумажную ерунду, которая так нужна универу. Поэтому, чтобы не тыкаться носом, как слепой котёнок, я побежал к преподу по ВКР. Как бы он ни был занят, я был обязан его найти, поймать и устроить допрос с пристрастием. Мне нужны были точные рекомендации, как выйти из грустного положения.
02 Рекомендации руководителя и мой план прокачки работы
Я по жизни немножко паникёр. Мне казалось, что всё пропало и я начал было готовиться к пересдаче на следующий год. Но к счастью, руководитель меня успокоил. Он сказал, что я правильно поступил, что сразу прибежал к нему. Ведь только с помощью экспертной оценки можно выявить все пробелы и грамотно их исправить. Поэтому, если вы окажитесь в такой же скорбной ситуации, делайте, как я. Научник, может, поругает, пофыркает и поцыкает, но он не меньше вашего заинтересован в том, чтобы вы получили диплом и отправились во взрослую жизнь. Уделять какое-то дополнительное внимание должникам слишком много чести. И это нам очень даже на руку.
Советы от бывалого специалиста, которые работают
Для начала я усвоил, что использовал слишком много кривых методов для написания текста. И это очень плохо, ведь предстояло исправить ни какую-то одну ошибочку, а несколько сразу. И чинятся они совершенно разными методами. Это знаете, как с лечением. Если ты простыл и вовремя пришёл к врачу, то он быстро дал тебе назначение и вы пошли на поправку. А вот если ты затянул, начал кашлять, выскочила сыпь, голова стала трещать, то всё это затянется на долгие недели. Аналогию вы поняли, теперь по делу.
Первое правило дипломного клуба – пиши своими лапками и думай своей умной головушкой. Научник мне прямо так и сказал. Зачем брать чужое, если есть своя голова на плечах? Ладно бы я был совсем дуб дубом, но мозги то вроде на месте. Пусть это будет не идеальная работа, зато родная, своя и с косяками за которые сам сможешь ответить.
Второе правило – делать красивый пересказ. Этому должны были научить в школе на уроках русского языка, когда задавали сделать изложение. То есть окей, бывает, что прочитал умную мысль в чужой книжке и она жуть, как понравилась. Но не надо её наглым образом воровать. Стоит сделать грамотное цитирование, переосмыслить её, написать своими словами. К тому же, как показал отчёт Антиплагиат ВУЗ, у меня цитирований целых 16 процентов, а это очень много! Нужно некоторые убрать или переделать.
Третье правило – не использовать нейросети. Я этого не делал, но всё же совет показался мне толковым. Якобы многие нейронки функционируют не так хорошо, как показывает нам реклама. И, соответственно, рерайт они генерируют тоже такой себе. Хотя мне было такое обидно слышать, ведь я изначально планировал для исправления ошибок использовать ИИ. Да и знал, что мои группаши очень даже охотно пользовались новыми технологиями. Почему это у них прокатило, а я, как обычно, не такой, как все?
Четвёртое правило – оказывается, требуется перечитать работу на предмет выявления ошибок в повествовании. Препод пролистал мои каракули и сказал, что у меня нет связи между параграфами, заголовки некоторых глав крайне сомнительные и не отвечают теме. И что самое ужасное, я не смог обосновать актуальность вопроса. Я спросил, как можно в скучной и тривиальной теме найти хоть капельку востребованности, на что мне ответили – не спорь и ищи. Вот прям, что хочешь делай, но ты обязан комиссии предоставить качественные аргументы. Ну что делать? Пришлось икать.
Пятое правило – следить за требованиями к оформлению. В принципе, у меня всё было более менее удобоваримо, но отсутствовали некоторые пункты во введении, не хватало источников литературы. По мнению научника, если я добавлю то, чего недостаёт, то я смогу набрать необходимый объём и вытащить уникальность со дна. Звучит довольно убедительно, не смею спорить.
Это были самые базовые правила, которые отлично помогают исправить положение. И хорошо бы их соблюдать изначально. Осталось несколько шероховатостей в моей выпускной, которые я исправлял сам, регулярно переписываясь с преподавателем в случаях, когда в голове появлялась затупка.
Что я сделал, чтобы улучшить процент плагиата ВКР
Мы ещё немного побеседовали, чтобы определить возможные способы повышения плагиата. Я внимательно выслушал рекомендации и вот, что сделал.
Шаг 1. Я ещё раз внимательно перечитал методические указания. Данный документ гуглится в пару кликов и находится по первой же ссылке в вашем университете. Это такая книжечка маленькая, которую создают в университете, чтобы дать студентам рекомендации к созданию проекта. Многие о ней, почему-то, не знают, начинают гуглить правила, а у каждого ВУЗа они свои, хоть и есть схожие моменты. Я о ней и раньше знал, но вычитал лишь «нужные», по моему мнению, фрагменты. Ну знаете, главное объём знать, а остальное приложится. А оказалось, что изучать рекомендуется весь файл полностью, ведь кое-где скрыты особо важные моменты. Так что заручайтесь лупой, карандашиком, надевайте очки и изучайте.
Шаг 2. Теперь я был на короткой ноге со всеми возможными сайтами бесплатных проверок на заимствования. Да. В универе анализируют через Антиплагиат ВУЗ, это все знают. Но я для интереса прогнал свой первый вариант ВКР через один из сайтов и увидел и там низкую оригинальность. Значит мои косяки были настолько наивными и простыми, что даже бесплатный сайт это вычислил. Так что я потом на протяжении всех этапов проверял проект через плагиат-сайты.
Шаг 3. Я понимал, что писать совсем с нуля нет ни времени, ни сил, ни желания. Поэтому я проанализировал внимательно отчёт АП ВУЗ, в котором нашёл фрагменты текста, что полностью были выделены, как скопированные. Даже ссылки на первоисточник имелись. Их было так много, что удалить прям уж все я не смог, иначе диплом был бы лысым. Но некоторые фрагменты я запросто уничтожил. А некоторые переписал своими словами. Это оказалось достаточно эффективно и не запарно. Я просто пересказал материал и не более.
Только если возьметесь как я всё перечёркивать, убедитесь, что логика не страдает. Бывает так, что в одном параграфе удалил какую-то ненужную мыслишку. А в третьем параграфе подтвердил сказанную ранее мысль. Но теперь получилась какая-то каша.
Шаг 4. Чтобы придать лоск и блеск работе, я проверил орфографию и пунктуацию. Я не сказать, что грамотей от Бога, но всё же при повторном детальном исследовании выяснилось, что где-то время было не согласовано, где-то окончания неправильные, а где-то буквы пропущены. Я бы советовал обращаться к кому-нибудь за помощью в распознавании ошибок, если у вас, как у меня, по русскому языку была четвёрка с натяжкой.
И кстати, все вот эти траблы в пунктуации и словообразовании были не моими! Вот так я нашёл какие-то дурацкие источники с информацией, откуда своровал чужие исследования вместе с ошибками. А какая разница? Отдуваться то по факту пришлось мне.
Шаг 5. Мне было просто невероятно лень это делать, но все способы при повышении плагиата были хороши. Короче, мне пришлось оформить приложения после списка литературы. Честно говоря, без них можно было вполне обойтись, но они сделали исследование более академическим, что ли, хотя бы визуально. Дополнительным объёмом они не являются, но всё же всё стало как-то круче, свежее и интереснее.
Так что если вдруг у вас есть место опросам, интервью, анкетам, методикам, разработкам, вычислениям, графикам, инфографикам, то используйте все методы для поднятия актуальности работы! Окей, это не пойдёт в счёт дополнительным страницам, зато разбавите данные свежими наработками.
Шаг 6. Действительно рабочей схемой оказалась взять новые и свежие источники информации, а не литературу и книги, что покрылись вековой пылью. Оказывается, даже в методических указаниях было строгое правило не брать учебники и монографии, которым более пяти лет! А я понабрал классики, которая уже много раз была в студенческом творчестве. Так я и правила смог соблюсти, да и действительно освежил теорию новыми фактами.
И к слову, я также забрёл на иностранные сайты и воспользовался данными зарубежных коллег, но со ссылкой на источники. Так мало кто делает, а это помогает внести разнообразие.
Шаг 7. Пришлось изрядно попотеть над практической частью, то есть над второй главой. Во-первых, оказывается, она должна быть по объёму больше теории, а у меня было наоборот. Я не поделил главу на параграфы, что тоже было неверно, поэтому разделил текст на две части. И дополнительно сделал третью главу с обсуждением результатов исследования. В этом не было необходимости, но мне нужно было набрать минимальный объём в 60 страниц, а я и так слишком много удалил. И опять же, вода спасёт мир! Буквально и фигурально. Пока есть возможность налить воды и устроить демагогию, пользуйтесь этим.
Перед тем, как снова отправлять файл на проверку Антиплагиат ВУЗ, я перечитал диплом (чуть не уснул от скуки) и скинул его руководителю. Мы внесли ещё парочку правок, они были чисто техническими. И после отправили на оценку. Я получил результат:
Ну вот, это совсем другое дело! Моё счастье было не описать словами. Я даже самой защиты не так шугался, пройдя эту проверку. Боялся ужасно, что снова завалюсь. Но видимо всё сделал правильно. Процент цитирований упал почти в 4 раза по сравнению с первым результатом, оригинальность здорово выросла. Научник похвалил, хоть и сказал, что процентик бы повыше немножко. Но защита на носу, не до этого. Главное, что я порог прошёл, а остальное – мелочи.
03 Полный разбор моих глупых ошибок при написании дипломного проекта
Если честно, я немного слукавил и рассказал не обо всех ошибках, что допустил. Не мог же я признаться в откровенно глупых, смешных методах, которые сто лет как не работают. Или если и как-то помогают, то очень криво. Так что добро пожаловать в мою историю позора. Ознакомимся с парочкой провалов, которые я от всей души советую не повторять.
Выбрал скучную и неинтересную тему
Моя самая первая и самая глупая ошибка – это выбор скучной и нудной темы. Я не хотел писать труд, мне изрядно наскучила специальность, поэтому я выбрал ровно то, что предложил мне Гугл. Не буду говорить, что это была за тема, дабы не палиться, но уверяю вас, это тоска зелёная. Оглядываясь назад я бы остановил свой выбор на чём-то более интересном, креативном, но как есть.
Почему же это такая проблема? Да потому что уникальность, как оказалось, на выборе темы и завязана. Выбираешь что-то новое, модное, интригующее – получаешь роскошный материал. Берёшь то, что все исписали вдоль и поперёк – получаешь то, что получил я. Бесспорно, и на набившую оскомину тему можно написать оригинальный материал, но это сложно.
Я использовал абсолютно неподходящие синонимы
Несмотря на то, что я учился на гуманитария, мой словарный запас примерно, как у табуретки. Я не стыжусь этого, просто читаю мало книжек. Но как оказалось, для написания большого текста, даже не обязательно научного, требуется очень много знать и подбирать слова, схожие по смыслу. Потому что если у тебя буквально через каждое слово встречаются одни и те же понятия, это тоже гасит оригинальность.
Это ещё пол беды, что у меня словарный запас, как у попугая-матершиника. Хуже всего то, что у слов есть синонимы, хоть 20 штук, можно загуглить, но не все они являются подходящими по смыслу.
В моей ВКР часто встречалось слово «наука» и я всю голову сломал, чтобы подобрать слова, схожие по смыслу. Согласитесь, ведь не всегда данный термин можно заменить на «интеллект» или «деятельность». Пришлось выкручиваться, наливать воду и вносить разнообразие.
Совсем забыл соблюдать научный стиль
Я прекрасно знаю, что такое научный стиль и понимаю, как в нём писать. Но всё же у меня было слишком много упрощений, просторечий, жаргонизмов. Я забывал, что пишу не один, а в соавторстве с преподавателем. Стало быть, грамотно писать не «я», а «мы». И так как я изначально брал чужие заметки и комбинировал их, то повторял многие ошибки: где-то материалы были написаны от «мы», где-то от «я», а где-то даже от третьего лица.
Мне было не понятно, как делать рерайт и перефразирование
Читайте, дорогие друзья, книжки. Делать рерайт, как оказалось, невероятно сложно, а пересказывать необходим талант. Зачастую, когда я пытался что-то переформулировать своими словами, получалось то же самое, что в оригинале. И обработка была недостаточной – фрагменты текста всё равно выделялись как плагиат. Это никак нельзя починить за пару секунд, так что развивайтесь, изучайте литературу, учитесь, слушайте умные подкасты и интересуйтесь наукой, а не только смотрите телевизор.
Я сильно накосячил со структурой
У любого диплома на любой специальности в абсолютно любом университете есть определённая структура. И как оказалось, если её не соблюдать, то это тоже ведёт к высокому уровню заимствований.
Мне казалось, что структуру я полностью смог соблюсти. Были и титульный лист, и введение, и прочие структурные элементы. Только вот в том же самом введении у меня потерялись практическая значимость и разработанность темы. На апробацию я вообще забил, ведь ничего не написал за весь учебный год. Параграфы в главах были чересчур маленькими, по объёму не более трёх страниц, а это неверно! Нужно, чтобы параграф занимал как минимум 5 страниц. Третья глава далеко не всегда обязательна, но именно она помогла мне добавить новый оригинальный контент и вытащить исследование до необходимого минимума плагиата. Источники литературы были в порядке, за исключением того, что мне не хватало примерно 5 книг.
С техническим оформлением (шрифты, абзацы, отступы и др) проблем не было, но советую вам убедиться, что у вас их тоже нет. Вы можете решить, что никак на оригинальность цвет и размер шрифта не влияют, однако это то, на что будут смотреть преподаватели на кафедре и комиссия. И в случае ошибок вы даже до проверки на плагиат не дойдёте – забракуют и скажут переделывать.
Я использовал запрещённые методики повышения оригинальности
Есть методы жульничества, которые вы можете знать. А есть те, которые и не кажутся наглым обманом. Например, использование нейросети. Я вам уже писал, что научный руководитель строго-настрого запретил использовать ИИ! Хоть мне и жутко хотелось. И я знаю, что многие используют. Но говорят, что Антиплагиат ВУЗ умеет определять сгенерированный нейросетью текст. Более того, в материале могут быть ошибки от робота, которые можно и проглядеть. Ну, например, траблы в именах, фактах, событиях.
Была мыслишка использовать замену символов и я честное слово начал этим заниматься. Ну знаете, это когда вместо русской «а» пишешь английскую «а», таким образом создавая комбинации новых слов. Мол, так процент плагиата можно снизить. Но преподавательская система проверки, будь она неладна, тоже это умеет определять.
Так что да, были у меня мыслишки систему обмануть и я почти это сделал. Благо вовремя послушал советы специалиста. Кто знает, может быть, эти методики бы прокатили и мне повезло. Но чаще всего успеха они никакого не имеют. Риск неоправданно суров.
04 Итог
Вот так, дорогие друзья, мне удалось быстро и успешно понять уникальность диплома с 15 процентов. Вы сами видите, как легко можно облажаться и как трудно исправлять ошибки. Переделывать всегда сложнее, чем написать с нуля. Поэтому, я бы вам советовал изначально всё делать по уму. Понимаю, жутко лень, времени нет, да и скучно писать ВКР. Но нужно один раз постараться и забыть это дело, как страшный сон.